В начале беседы психолог Лукояновского педагогического колледжа Мария Климова предупреждает, что нас могут прервать. В ее уютный кабинет постоянно заглядывают студенты, желающие получить совет специалиста.
— Значит, новое поколение гораздо грамотнее старших, — заметила я. — В былое время к психологам учебных заведений по своей воле не приходили. Многие до сих пор их сторонятся.
— Старые стереотипы живучи, но им на смену пришла новая этика. Молодежь куда внимательнее к своему психологическому здоровью, — говорит Мария Николаевна.
Профессиональный путь она начала в Центре социальной помощи семье и детям города Арзамаса. Там выпускница Арзамасского филиала ННГУ работала с ребятишками, которые в раннем возрасте стали жертвами жестокого обращения. За три года в центре Мария многому научилась, хотя морально было очень тяжело. По ее словам, со студентами иметь дело легче — с ними можно договориться. Однако проблем и у них хватает.
— В основном, конечно, возникают вопросы дружбы и любви, — рассказывает психолог. — В юном возрасте чувства ветреные, легко можно ранить ближнего. Но так приобретается жизненный опыт, так учатся выстраивать отношения.
— Сильно ли нынешние студенты отличаются от прошлого поколения? — спросила я.
— У них иные жизненные устои, этим все объясняется. Беспокоит, что не умеют ценить свое время, поглощают огромное количество ненужной информации в сети Интернет. Подчас они плохо ориентируются в реальности, ведь настоящая жизнь не такая, как в видеороликах.
Мария уверена, что, несмотря на разницу в мировоззрении, крайне важно оставаться с подростками в контакте. Сама она с этим справляется: бывает, студенты забегают просто поделиться радостью, получить внимание и эмоциональную поддержку. Также психолог проводит коллективные занятия по адаптации, тренинги на сплочение. Особенно любит тренинги по публичным выступлениям, где неожиданно вызывает ребят на сцену актового зала и вручает микрофон.
И все же основная часть ее работы — индивидуальные консультации и беседы. Техники Мария Николаевна применяет разные. Для примера — арт-терапия. Зачастую ребятам сложно переступить установки замалчивания и стыда, чтобы признать проблему, поделиться ею. И тогда это делается иносказательно, через рисунок.
— Тут главное найти нужные слова, не ранить чувства. Уже замечаю за собой своеобразную профдеформацию — прежде чем что-то сказать, несколько раз подумаю. Но я очень люблю свою работу. Люблю помогать людям и считаю, что умею это делать. Надеюсь, и в будущем смогу находить со студентами общий язык.
Лично я в этом ничуть не сомневаюсь — сможет!
Алла ГОРШКОВА
Фото автора