Все ещё живы…

Страницы истории

В минувшем августе на страницах газеты «Лукояновская правда» была опубликована заметка о том, что наш земляк Алексей Михайлович Мордвинкин захоронен на мемориальном кладбище в берлинском Трептов-парке. Там, где стоит памятник советскому воину с девочкой на руках. Старший сержант Мордвинкин погиб при штурме Берлина 22 апреля 1945 года.

Память о павшем солдате хранят его родные и близкие, в том числе вдова Елизавета Ивановна Евсеева, которой идёт девяносто восьмой год. Много лет женщина не знала, где находится могила погибшего мужа, и эта мысль не давала ей покоя. Когда в газете напечатали сообщение, всколыхнулось сердце, вспомнились предвоенные годы, когда они были вместе, ещё не разлучённые войной. Теперь она может с лёгкой душой думать о нём.

Жива и дочь Алексея Михайловича — Людмила Алексеевна Комиссарова, которая родилась в 1940-м, за год до его ухода на фронт. Конечно, она совсем не помнит отца. Её воспитывал отчим Пётр Павлович Евсеев. Он был близким другом Алексея Мордвинкина. Оба ушли на фронт, только один вернулся, а другой остался лежать в земле на чужбине.

Пётр женился на Елизавете после войны. В новой семье родилась дочь. Это Татьяна Петровна Егорова, которую лукояновцы знают как прекрасного библиотекаря школы № 1.

Её мама Е. И. Евсеева тоже всю жизнь проработала библиотекарем, находясь в гуще общественной жизни города и района. В 50-80-е годы коллективам библиотек отводилась важная роль в формировании морально-нравственного облика советских детей и молодёжи. Они придумывали новые методы приобщения юношества к чтению, разрабатывали мероприятия по расширению кругозора. Сейчас мы с ностальгией вспоминаем время, когда советский народ был самым читающим на планете. Елизавета Ивановна не понаслышке знает, с каким желанием люди разных возрастов приходили в библиотеку, делились отзывами на прочитанные произведения.

Тёплая, дружеская атмосфера, заинтересованность читателей создавали условия для творческого поиска и созидания. Библиотекари понимали важность своей профессии и все силы, способности, талант отдавали делу воспитания лукояновцев. Тяга к чтению, к работе с детьми передалась детям, внукам и правнукам Елизаветы Ивановны. Можно сказать, что сложилась целая династия учителей и воспитателей.

Людмила Алексеевна Комиссарова после окончания Лукояновского медучилища и Арзамасского пединститута много лет преподавала будущим врачам биологию и анатомию. Дочь Марина пошла по её стопам — стала преподавателем химии и биологии в Лукояновском педколледже. Внучка Татьяна работает в Кировском педагогическом колледже, а внучка Елена учится в университете им. Н. И. Лобачевского и скоро получит диплом психолога.

Галина, дочка Татьяны Петровны Егоровой, тоже получила педагогическое образование и работает в медицинском колледже. Ей передалось бабушкино увлечение литературой: Галина пишет стихи, печатается в литературных сборниках.

Как видите, вся семья — люди творческие, увлечённые своим делом. В этом велика заслуга Елизаветы Ивановны, затейницы и выдумщицы, которая никогда не сидит на месте и, несмотря на солидный возраст, сохраняет чувство юмора и оптимизм. Когда ей было восемьдесят шесть, она ухаживала за больной сестрой. Всего несколько лет назад навещала своих племянников в Ижевске и Уфе.

Такой заряд жизнелюбия Елизавета Ивановна получила в своей большой семье. У неё было семь братьев и сестёр. Жили дружно, вместе справлялись с трудностями и невзгодами. За общим столом порой собиралась вся родня, по 25-30 человек. Традиции гостеприимства и взаимовыручки сохранились до сих пор. А как же не быть оптимистом в доме, наполненном светом и теплом родных сердец?

Владимир КОМИССАРОВ

Вверху та самая фотография 1940 года. Справа — Елизавета Ивановна с мужем, в центре — Пётр Евсеев

 

Елизавета Ивановна Евсеева бережно хранит письма и фотографии погибшего мужа

Наш обозреватель Лариса СТЕШИНА побеседовала с Елизаветой Ивановной в её уютном доме на улице Пушкина.

— Вот он, мой Алёша, — хозяйка бережно достаёт из своего архива старую фотографию. — Мы поженились в январе сорокового. Жили дружно, но мало. В мае того же года Алексея и его брата Костю призвали в армию, отправили в Пермь. В начале войны он прислал фото, выглядел на нём очень похудевшим. В ответ я послала снимок Люси, нашей дочки, которой на тот момент исполнилось шесть месяцев.

Первая и последняя встреча Алексея с уже годовалой дочкой состоялась в октябре 1941 года по пути на фронт. В Лукоянове он был проездом и успел повидаться с родными.

А. М. Мордвинкин воевал на разных фронтах, был награждён медалью «За отвагу». Всю войну родным приходили тёплые, полные любви и заботы письма, иногда с фотографиями. Супруга посылала ему снимки с собой и подрастающей Люсей. В мае 1945 года эти фотокарточки вместе с сообщением о гибели мужа прислали жене. С тех пор они хранятся в семейном архиве, как и два последних фронтовых письма. В феврале Алексей сообщил, что находится на германской земле, что они «беспощадно бьют немцев, и нет такого часа, чтобы не было обстрелов». 22 апреля было последнее письмо. И почерк такой небрежный, словно написано в большой спешке.

А теперь вернёмся к фотографии, упомянутой вначале. Она действительно уникальная.

— Мы шли фотографироваться: я, Алексей и его брат Костя с женой, — рассказывает моя собеседница — По дороге встретили товарища моего первого мужа Петра Евсеева и предложили ему к нам присоединиться. Он отнекивался, ссылаясь на то, что небрит. Но мы его уговорили.

Кто бы мог тогда подумать, что после гибели Алексея именно Пётр станет вторым мужем Елизаветы, они проживут долгую и счастливую жизнь, вырастят детей. А эта фотография останется напоминанием о безоблачном времени, когда все ещё живы, всё ещё живы…

Фото Ларисы СТЕШИНОЙ и из личного архива Е. И. ЕВСЕЕВОЙ