Розы для учителя

Люди

Екатерина Константиновна Селиванова (на снимке) — первая учительница нескольких поколений лукояновских мальчишек и девчонок. Бывшие ученики по праву считают мудрого педагога второй мамой и всегда остаются для нее Танечками, Сережами, Леночками, хотя многие сами стали дедушками и бабушками. 14 ноября Е. К. Селиванова отмечает свое 90-летие. С годами она не растеряла природной красоты, остроты ума и необыкновенной доброты.

О семье и учебе

Катя Ершова родилась и выросла в Лукоянове на улице Калинина. Семья была большая — пятеро детей. Отец работал в колхозе конюхом, мать занималась детьми и домом. Из-за того, что Катя была из семьи колхозников, в городскую школу ее не приняли — училась в школе № 17. Сейчас этого здания нет, на том месте стоят магазин и бюст Пушкина.

Что помнит из довоенного и военного детства? Помнит, что отец Константин Павлович был добр к детям, уважаем, еще до войны дружил с А. Ф. Магницким. Помнит, как ходила в школу и что учиться ей очень нравилось.

В размеренную и тихую жизнь ворвалась беда — ушел на войну и погиб на Калининском фронте отец. И Ленька, старший брат, погиб. Оба числятся пропавшими без вести. Вот что о том страшном военном времени рассказала Екатерина Константиновна:

«Мама узнала, что после войны в Большое Мамлеево вернулся служивший с отцом Овечкин. Пошли мы к нему. Он рассказал, как ехали на фронт в товарном вагоне. А тут он и налетел. (Тогда про фашистов все говорили «он», как о диком звере. — Авт.). Солдаты из вагонов бросились врассыпную. Когда самолеты улетели, солдаты, чтобы согреться, развели костры. И тут снова налет… Овечкин сказал, что «после этого я Костьку и не видел боле».

Брат Ленька был ранен и направлен в госпиталь в Улан-Удэ. Вскоре поправился и, следуя на фронт, должен был проезжать через Арзамас. Телеграмму о том, что можно свидеться, направил соседям Мышиным, чтобы мама не испугалась, что принесли похоронку. Соседи не сразу смогли ей сообщить, да и денег на поездку не было… Затем Ленька воевал в Эстонии, где и погиб — об этом рассказал в письме его друг. Вытащил он его с поля боя и похоронил.

Ленька спас нас в войну от голода. До войны он был трактористом в колхозе, а зарплату зерном выдавали. Вот и жили мы старыми зерновыми запасами да картошкой с усада.

Другой мой брат Колька убежал из ремесленного училища на фронт. Как мы переживали за него! Но он остался жив, воевал до Победы.

Радио у нас не было. Мама пошла к соседям, там и узнала про Победу. Прибежала, будит нас, плачет: «Катька, Нинка, вставайте! Война кончилась!» Мы со сна жмуримся, не поймем, в чем дело. А в комнате ярко, светло, и даже полы, натертые щеткой, блестят по-особому.

Колю сразу не отпустили. Только где-то в августе-сентябре он пришел на побывку домой. Служил адъютантом у командира земляка-лукояновца Руднева. Он-то и дал ему 45 суток отдыха. Мама тогда в колхозе работала, а мы картошку копали. Поднимаю голову, а Колька-то и идет! В военной форме, красивый… Тетка, сестра папина, в слезы. Ревем все. Мама прибежала, прижалась к его груди — вся гимнастерка от слез промокла.

Погиб наш Колька. Его уже после войны в составе воинской части в Туркмению отправили. Он утонул в горной реке Мургаб… Тело нам его не привезли, и мама никогда не делала поминок. Только на Николу зимнего, в день Колиного дня рождения, пекла пироги. До самой своей смерти пекла».

Жизнь мирная

«Вот так и остались мы: мама, я, сестра Нина да младший Виктор, — продолжает Екатерина Константиновна. — Я в сорок шестом окончила Лукояновское педучилище. Нину уговорила пойти учиться в ветеринарный техникум, и она потом работала в Сергаче по распределению. Виктор всю жизнь в Лукоянове трудился электриком.

Меня же направили в Крюковку пионервожатой. За плечами было только педучилище. Пришла советоваться к маме, поступать ли в Арзамасский пединститут учиться заочно. Мама поддержала.

В 1951 году вышла замуж. Василий Александрович Селиванов привез мне в подарок отрез на платье (мне из него платье сшили, очень модное), посадил на грузовую машину и привез в Лукоянов».

На месте дома на улице Мира, где и по сей день живет Екатерина Константиновна, ранее располагался аэродром. Горсовет выделил участки под строительство, дружно возводились дома новой улицы. Поставили свой дом и Селивановы. Тогда же Екатерина Константиновна получила диплом, дающий право преподавания русского языка и литературы до восьмого класса. Она уже работала пионервожатой в той же семнадцатой школе-восьмилетке, где и училась.

Звали ее в базовую школу Лукояновского педучилища, но она сомневалась, справится ли. За подбором кадров лично следил директор училища А. А. Куманев. Екатерина Константиновна соответствовала высоким требованиям, так и стала учителем начальных классов базовой школы.

О том времени вспоминает Заслуженный учитель Российской Федерации Людмила Григорьевна Замелина:

«В 1967 году в базовой школе началось экспериментальное обучение первоклассников. Дети в начальной школе должны были обучаться всего три года вместо четырех. Екатерине Константиновне было оказано высокое доверие вести эту экспериментальную работу наряду с коллегами Александрой Лазаревной Логиновой, Ольгой Алексеевной Громцевой и Евгенией Федоровной Тофт. Знаю, что до этого она дважды побывала на месячных курсах в Ленинграде, училась и в Москве.

Екатерина Константиновна обладала не только высоким профессионализмом, но и такими необходимыми любому учителю прекрасными личностными качествами, как отзывчивость, доброта и стремление оказать помощь. Недаром многие годы она была секретарем парторганизации».

Школа стала судьбой

Екатерина Константиновна вспоминает: «Школа… С каждым набором своих учеников я как будто заново, наравне с детьми, проходила нелегкий путь обучения письму и счету. Почти на каждом уроке присутствовали студенты педучилища, надо было быть всегда на высоте. Внедрялись новые методики преподавания, постоянно с коллегами ездили на научные и практические конференции, училась сама и учила других. Училась многому у своих более опытных коллег — методистов и преподавателей педучилища Прасковьи Николаевны Соловьевой, Зои Ивановны Коробовой, Александры Федоровны Груздевой».

За свой творческий учительский труд Екатерине Константиновне в разные годы были присвоены звания «Отличник народного просвещения Российской Федерации» и «Старший учитель», она также награждена множеством почетных грамот и благодарственных писем.

Однако самая большая для нее награда — ее дети Елена, Александр и Вера. Все они получили высшее образование, двое пошли по стопам матери: Александр Васильевич до недавнего времени преподавал историю в школе № 1, а Вера Васильевна, как и мама, учитель начальных классов той же школы. Елена Васильевна — инженер-конструктор. Радуют бабушку пятеро внуков и столько же правнуков. Это для них она печет пироги и делает необыкновенно вкусное варенье из груш — просто тает во рту!

Каждый год в день рождения Екатерина Константиновна принимает многочисленные поздравления. Приходят в гости с обязательным букетом роз для любимой учительницы ее ученики. А такое внимание, согласитесь, дорогого стоит, такое надо заслужить.

Лариса СТЕШИНА
Фото из архива Селивановых