Последний приказ

Страницы истории

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза Ивана Кинешова

На берегу Днепра в Кагарлыкском районе под Киевом есть небольшой населенный пункт Монастырек, где стоит обелиск в честь павших героев. Здесь, вдали от родной нижегородчины, покоится прах нашего земляка — Ивана Наумовича Кинешова.

Родился он в Елфимове, окончил пять классов сельской семилетки. Хотел учиться дальше, но не довелось: тринадцатилетним подростком Иван стал трудиться в колхозе. В работе не отставал от старших, вечерами садился за книги. Труд и чтение навсегда стали спутниками его жизни. В семнадцать лет он вступил в комсомол и с того времени уже не представлял себя без общественной работы.

…В осенний день 1941-го от станции Лукоянов отправляли эшелон новобранцев. Среди них был и девятнадцатилетний Иван Кинешов. Он вспоминал Елфимово, близких друзей и Нисю (так звал жену в домашней обстановке). Незадолго до отправки на фронт дотла сгорел отцовский дом, и Нися осталась жить в крестьянской бане, ожидая ребенка. Все это беспокоило, но Иван понимал: главное теперь — война.

В конце года он прибыл на фронт. В первом бою рядом оказался односельчанин Василий Варочкин, получивший ранение. По выздоровлении его отправили домой. Варочкин много рассказывал об однополчанине, высоко оценив его доблесть: «Славный был парень. Сражался как опытный солдат. В трудный момент боя действовал решительно. Воевал отважно!»

Шли дни, на пороге стояла весна. Однажды Кинешову принесли письмо от жены — поздравление с рождением дочки. Он перечитал письмо, задержав взгляд на строчке: «Фая родилась 20 апреля 1942 года». Бережно вложил письмо в самодельный конверт и понадежнее спрятал в карман гимнастерки. На душе стало теплее. Иван ответил: «Нися! Я счастлив и рад. Все меня тут поздравляют, жмут руки. Очень хочется взглянуть на малышку. Но придется ждать дня победы». Далее рассказал, как они бьют гитлеровцев, сообщил о предстоящей командирской учебе.

Военное училище Иван Кинешов окончил к осени 1943 года. В звании лейтенанта прибыл на Воронежский фронт, был назначен командиром 1-ой стрелковой роты 3-го мотострелкового батальона 11-ой мотострелковой бригады. За плечами был уже немалый боевой опыт. Офицер воевал на Западном и Юго-Западном фронтах, трижды был ранен, но легко. В строй возвращался быстро.

Советская армия преследовала отступающего противника после разгрома на Курской дуге. Части 10-го танкового корпуса 40-й армии, в рядах которого сражался Иван, подходили к Днепру. Поступил приказ с ходу форсировать реку и занять плацдарм на правом берегу. Командиры и политработники разъясняли воинам предстоящую задачу, поднимали боевой дух. Лейтенант Кинешов переговорил с каждым бойцом роты. Знать людей, чувствовать их настроение, оценивать возможности — об этом он не уставал напоминать командирам взводов и отделений. Сам был прост в обращении с товарищами по оружию, но в то же время требователен, когда необходимо. Солдаты уважали ротного и готовы были за него в огонь и в воду.

В ночь на 24 сентября стрелковая рота Кинешова готовилась к переправе. Чуть брезжило. С вражеского берега слышался лязг гусениц немецких танков и тягачей. Все говорило о том, что гитлеровцы стягивают силы. Лейтенант Кинешов лично проверил все лодки, боеприпасы, вспомнил карту «двухкилометровку» и красный кружочек, на который обратил его внимание комбриг. «Монастырек», — прочитал он. Этой деревней рота должна овладеть во что бы то ни стало.

Бойцы спустились в лодки. Раздалась команда: «Вперед! За Украину!», и лодка Кинешова отчалила первой. За ней вторая, третья… В каждой было по пять человек. По поверхности Днепра время от времени скользили лучи прожектора. Едва десантники миновали середину, их заметили гитлеровцы, и обрушилась лавина огня. Снаряды рвались рядом, поднимая фонтаны воды, но десантники упорно плыли к правому берегу. Наконец, лодки одна за другой врезались в прибрежный песок. Бойцы скрылись в тальнике. Через некоторое время вошли в деревню.

Колхозники показали, откуда лучше вести наступление на Монастырек, выше которого на востоке была линия обороны противника. Завязался жестокий бой, и красноармейцы слышали ободряющий голос командира: «Держись, ребята! Не уступим завоеванного!» Он сам косил гитлеровцев огнем из станкового пулемета. Рота прочно держала плацдарм. Редели ряды врага, но и силы наших бойцов были на исходе. Тяжелораненый Кинешов продолжал сражаться, а последним приказом стали слова: «Стоять насмерть!» Фашистская пуля оборвала его жизнь 24 сентября 1943 года.

На другой день о подвиге командира роты известила листовка политотдела армии. Ее завершали слова: «Слава офицеру Кинешову, смелому освободителю правобережной Украины!» Советское правительство высоко оценило подвиг Ивана Наумовича. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В братской могиле в деревне Монастырек покоятся 146 советских воинов, погибших при защите плацдарма. Среди них шесть Героев Советского Союза, в том числе лейтенант Иван Кинешов. По инициативе коллектива строительного техникума и жителей Монастырки на собранные деньги у братской могилы сооружен памятник. В одной из комнат учебного заведения создан музей боевой славы, где есть материалы об Иване Наумовиче Кинешове.

Его память свято чтут и земляки. В Лукояновском краеведческом музее представлены материалы из его биографии. В Елфимове рядом с обелиском воинам-односельчанам установлен бюст героя.

По материалам книги «Край наш Лукояновский»