Непобедимые

Рассказы, очерки, воспоминания

Ирина Сазанова — главный редактор газеты «Вестник СЗГМУ им. И. И. Мечникова». Нашим читателям уже знакомо имя этой женщины. Именно она по просьбе своего двоюродного брата — Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приезжала в Лукоянов в августе 2019 года с целью узнать судьбу дома, где жил ее дед железнодорожник Василий Гундяев. В его семье воспитывалась ее мама — родная племянница Прасковьи Ивановны Гундяевой, дочь ее умершего брата.

Тогда Ирина Алексеевна поделилась информацией о поездке в Лукоянов с патриархом Кириллом и получила от него благословение на реконструкцию дедушкиного дома и создание в нем музея святителя веры иерея Василия Гундяева.

Прошло два с половиной года, и черты будущего музея становятся все реальнее. А у Ирины Сазановой за это время сложились партнерские, творческие отношения с центром «Железнодорожник». Она постоянно делится своими воспоминаниями о членах их большой и дружной семьи, передает в музей семейные фото, ранее нигде не печатавшиеся. Мы используем их в своей работе: обновляем стенды и экспозиции, посвященные лукояновским корням патриарха Кирилла, создаем электронные слайд-фильмы, пишем буклеты и брошюры.

Ирина Алексеевна глубоко верующий человек, и тема православия — одна из главных в ее журналистской работе. В преддверии Великого поста она прислала в музей «Железнодорожник» статью о Пасхе в концентрационном лагере Дахау из журнала «Вестник СЗГМУ им. И. И. Мечникова» № 5-6 за 2020 год. А мы предлагаем ее вашему вниманию.

Фаина КЕДЯРКИНА, заведующая музеем «Железнодорожник»

Совсем рядом с Мюнхеном, где-то километрах в двадцати, расположился городок Дахау. До прихода нацистов к власти это местечко, благодаря особым сезонным колоритам, привлекало к себе внимание только художников-пейзажистов. Начиная же с 1933 г., здесь основывается экспериментальный лагерь по переделыванию «человеческого материала» — так борцы за чистоту расы именовали людей, имеющих некоторые отклонения от стандарта «образцового немца» — под новый порядок, а также по утилизации тех, кто не спешит переделываться. Почему именно этот городок был удостоен такой чести? Бытует мнение, что жители Дахау как один проголосовали против Гитлера на выборах, и дым из печи крематория стал для них специфической местью со стороны новой власти: трубы лагерного крематория были установлены с учетом розы ветров таким образом, что дым от сгорающих тел накрывал городские улицы.

29 апреля 1945 года заключенные Дахау были освобождены войсками союзников. А через несколько дней была Пасха, о которой сохранились воспоминания участников: «В день Пасхи 6 мая 1945 года в барак № 26, где у английских и американских заключенных в маленькой комнате находилась часовня, вошли 18 православных священников, один диакон и несколько верующих. Больного греческого архимандрита Мелетия принесли на носилках, и всю службу он лежал, не в силах подняться, молясь и крестясь вместе со всеми. В часовне не было ничего, кроме небольшого стола и висевшей на стене единственной иконы Пресвятой Богородицы «Ченстоховской».

С помощью Греческого и Югославского комитета заключенных подготовлено было все, чтобы провести настоящую пасхальную службу! Пускай священнических облачений не было, но узники сшили епитрахили из полотенец, нашив на них красные больничные кресты. У них не было служебных книг, икон, свечей, просфор и церковного вина. Но была вера и милость Божия, явившаяся в это страшное место.

За всю историю православной церкви не было такого пасхального богослужения, как 6 мая 1945 года в Дахау — День памяти великого православного святого и воина Георгия Победоносца! Самодельные ризы священников из полотенец с нашитыми больничными крестами были надеты прямо на полосатые тюремные робы. Служили по памяти. Пасхальный канон, пасхальные стихиры — все пели наизусть. После возгласа священника хор пел песнопения на греческом, а потом на церковнославянском языке. Евангелие также читали по памяти. Молодой афонский монах вышел перед отцами, поклонился и дрожащим от волнения голосом стал наизусть читать Слово о Пасхе святителя Иоанна Златоуста. Он говорил Слово и плакал. И все вокруг тоже плакали. Из самого сердца смерти, из глубин этого земного ада возносились слова: «Христос воскресе!». И в ответ раздавалось: «Воистину воскресе!»

А в 1994 году был возведен храм-часовня Воскресения Христова в Дахау. Сруб и все детали были изготовлены во Владимирской области, сборкой часовни занимались военные строители из Западной группы войск РФ, покидавшей в то время территорию Германии. Важная роль в возведении часовни принадлежит архиепископу Клинскому Лонгину (Талыпину), который обратился к руководству Русской православной церкви, а также к российским властям с просьбой воздвигнуть православную часовню как место поминовения узников нацистских концлагерей. Свято-Воскресенская часовня стала первой и до настоящего времени единственной православной церковью на территории бывших концлагерей в Германии. Алтарную икону «Воскресший Спаситель освобождает заключенных концентрационного лагеря Дахау» написала иконописица из Бонна Ангела Хаузер.

На снимке: икона «Воскресший Спаситель освобождает заключенных концентрационного лагеря Дахау» Ангелы Хаузер.

Ирина САЗАНОВА
Фото из архива автора