Снегурочка

Рассказы, очерки, воспоминания

— Мила, душа моя, ты посмотри, сколько подарков, еле довез! — пожилой мужчина с трудом втащил в дом огромный короб. — А как вьюжит, словно в сказке «Двенадцать месяцев». Но я успел до бурана.

В доме тепло, вкусно пахнет пирогами. Из-за перегородки вышла высокая седовласая женщина. Поверх нарядного платья — передник.

— Ох, Паша нас балует! Константин Иванович, а почему Петя не пришел?

— У Пети рожает Люси. Поэтому я и в клуб подарки сам повезу.

Пожилая пара села за стол, почаевничали под «Иронию судьбы». Потом он надел большой тулуп, встал на лыжи, закрепил на санях коробку и скрылся в снежной пелене.

Константин Иванович и его супруга Людмила Михайловна — учителя. Как раньше было заведено, в Овражки они приехали по распределению: он — учителем физики, она — русского языка и литературы. Дом им дали в поселке, в трех километрах от центральной усадьбы. Жили здесь в основном врачи и учителя — в лесу когда-то стоял санаторий. В перестройку многие из поселка уехали, остались самые стойкие — двадцать пять домов и фермерское хозяйство.

Петя, или Петр Аркадьевич, как его уважительно называют местные пенсионеры, — ветеринарный врач, обаятельный, добродушный. После института он вернулся на малую родину. Завел хозяйство и стал «присматривать» за старушками: привозить им лекарства, продукты, посылки с почты, чинить котлы и утюги.

Мать Петра работала в местном клубе заведующей. И вот несколько лет назад зародилась в Овражках традиция — в новогоднюю ночь все собираются в клубе. Приносят с собой угощения, наряжаются, поют, веселятся… Самым волнительным был момент раздачи подарков. Их в село присылал бывший ученик школы Павел. Прибывали подарки поездом. Константин Иванович забирал их на станции у проводниц, а взамен отдавал деревенские гостинцы. Обычно ему помогал Петр, но сегодня он был занят.

— Как же Константин Иванович доберется до клуба? — только успела подумать Людмила Михайловна, как за дверью кто-то застучал по ступенькам, потом раздался грохот и все стихло…

Хозяйка вышла в сени и осторожно приоткрыла дверь. Тут же ей в лицо бросились миллионы снежинок, ветер растрепал волосы. Она опустила глаза и увидела… Снегурочку.

Девочка не шевелилась. Людмила Михайловна с трудом дотащила ее до дивана, поднять уже не было сил, и, наконец-то, разглядела: белая шубка, шапка, на ногах — кроссовки.

— В такую погоду у нас национальная одежда шуба и валенки, — вслух сказала женщина и начала растирать гостье ноги.

— Я думала это недалеко, — неожиданно сказала Снегурочка.

— Подожди, я позвоню мужу и разберемся, что с тобой делать.

Она подогрела чайник, достала теплые шерстяные носки. Тут в дом с шумом ввалился Петр в дедморозовской шубе и обомлел:

— Снегурочка!

— Да вот нашлась. Ну как там Люси? И… как предотвратить обморожение?

— Двойня, — заулыбался Петр. — А насчет второго не знаю, может быть попонку надеть? Я же айболит, откуда мне знать, чем лечить Снегурочек. Да, кстати, я там в сенях чемодан поставил, случайно не ваша гостья потеряла?

Девушка открыла глаза, зажмурилась от яркого света.

— Ой, Дедушка Мороз, а у вас ус отклеился!

— Ты нам лучше расскажи, как сюда попала?

— Меня подруга Кристина пригласила на дачу в Средний. Я собралась на электричку, но таксист опоздал. Пока ехали, электричка нам «хвост» показала. Пришлось ждать следующую. Приехала на станцию, а связи нет… Тут метель началась. Я спросила у дядечки, где Средний, он рукой махнул: иди, говорит, туда. Ну я и пошла. Иду, иду. Дорога протоптанная, даже лыжня есть. Вижу — автомобиль едет, я остановила, спрашиваю, как в Средний попасть. Оказалось, правильно иду. Но это я так думала. Шла долго, из сил выбилась, хотела даже чемодан бросить. Вдруг вдалеке показались огоньки. Ну а дальше вы все знаете…

— Предлагаю переиграть план вашего праздника, — сказал Петр. — Пойдемте с нами в клуб, там елка, музыка, танцы. Матвеевна будет фокусы показывать с картами.

— Анна Матвеевна не придет, у нее же ноги после операции!

— А что ноги, фокусы-то она руками показывает. Я ее аккуратно на руки взял, до саней донес и также аккуратно высадил у клуба. Сейчас вон снежинки из бумаги вырезает.

— А как же Ваша жена? — спросила Снегурочка.

Петр недоуменно посмотрел на девушку.

— Какая жена?

— Та что двойню родила.

Петр и Людмила Михайловна захохотали.

— Люси — это корова. А я фермер.

— А мы тоже на санях поедем? — оживилась Снегурочка.

— У нас зимой это первый транспорт! Только вот обувь у Вас уж больно неподходящая. Валенки бы надо.

— Валенки мы найдем, — отозвалась Людмила Михайловна.

Девушка переоделась в праздничное платье, поверх курточки накинула полушубок, и с ветерком Петр доставил ее в клуб.

Там было весело. Звучала музыка, читали стихи, Константин Иванович играл на гитаре, а его жена пела романс. За окном выла метель, а в жарко натопленном клубе пахло елью и мандаринами. Все улыбались, и никто не был одинок. Потом Петр раздавал подарки, а сельчане радовались как дети.

Неожиданно дверь распахнулась, и на пороге появился сын Анны Матвеевны. А следом сноха. Слезы радости, обнимания…

— Ой, Снегурочка, так тебе в Овражки надо было!?

Именно их автомобиль и встретила на дороге девушка. Кстати, добраться на машине сюда они не смогли — метель. Пришлось оставить и идти пешком. Пришли и удивились, куда это делась мама? А потом нашли всех в клубе.

Прошел год. Снегурочка, которую на самом деле зовут Аленкой, окончила педагогический колледж и вышла замуж за Петра. У них родился замечательный сын. Живут они в Овражках и вместе заботятся о старушках. Как раз сейчас поехали за подарками на станцию.

Ольга СЕРГЕЕВА