Святой из нашего уезда

Благовест

31 декабря — День памяти священномученика Фаддея (Успенского)

Старинное село Наруксово сейчас относится к Починковскому району. Живут здесь труженики земли, в большинстве православные христиане. В округе много родников с кристально чистой водой, через село протекают речки Иресть (Ирсеть) и Рубцовка. За околицей радуют глаз возделанные поля. Можно представить, что такой была картина и столетие назад.

12 ноября 1872 года в селе, входившем тогда в огромный Лукояновский уезд, родился будущий святитель — архиепископ Тверской, священномученик Фаддей (Иван Васильевич Успенский), принявший мученическую смерть за православную веру. В 1997 году Освященный архиерейский собор РПЦ причислил его к лику святых.

Родился Иван в дружной семье протоиерея Василия Успенского, который за длительное служение был награжден палицей и высоким орденом Святого Владимира 4 степени. У Василия Федоровича и его жены Лидии было семеро сыновей и две дочери. Они почитали старших, сызмальства познавали крестьянский труд, осваивали гражданскую и церковную грамоту.

Повзрослевший Иван поступил в Нижегородскую духовную семинарию, окончил ее в 1892 году и начал учиться в Московской духовной академии. В те годы он обустраивал свой внутренний мир. Душа его, сохранившая детскость и простоту, стремилась к Богу, а учеба дала прекрасное академическое образование. В 1896 году Иван Васильевич окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. 15 августа 1897 года он принял постриг в монашество с наречением имени в память апостола Фаддея. В том же месяце был рукоположен в сан иеродиакона, позднее иеромонаха, назначен преподавателем в Смоленскую духовную семинарию.

С 1898 года иеромонах Фаддей занимал посты инспектора Минской, Уфимской духовных семинарий. Произведен в сан архимандрита 15 марта 1902 года, являлся ректором Олонецкой духовной семинарии, а 20 декабря 1908 года в городе Владимиро-Волынске (территория современной Украины), в храме Христорождественского монастыря состоялось наречение архимандрита Фаддея в епископа Владимиро-Волынского. Преподавание сменилось не менее ответственным духовным подвигом: деятельное архиерейское служение церкви и православному народу, оказание всесторонней помощи пастырям и клирикам в служебных делах и прочее.

В августе 1914 года началась Первая Мировая война — беспощадная и жестокая, какой еще не знало человечество. За четыре года она унесла миллионы жизней. Епископ Фаддей неустанно служил пастве, молясь и утешая проповедями. Люди верили ему, он был для них примером во всем.

Вскоре Российская империя рухнула, в стране за год произошли две революции. Большое сильное государство оказалось на грани распада. Хаос достиг и окраины России — Волыни. Ее оккупировали то немцы, то поляки, то петлюровцы. В 1919-м правящий архиерей Евлоний (Георгиевский) уехал за границу. Епископ Фаддей принял сан архиерея Волынской епархии, ввергнутой в ужасы междоусобицы. Он прилагал все силы для примирения враждующих. В его лице жители получили бесстрашного защитника в страшное смутное время. Реальный факт: зная авторитет епископа Фаддея, воюющие пытались привлечь его на свою сторону, в частности, организаторы петлюровского движения. Но все получили категорический отказ. Он заявлял, что как верующий человек принимать участие ни в каком движении не будет, а духовенство нельзя втягивать в политическую борьбу.

В 1921 году Волынь захватили большевики. Начались массовые аресты неугодных. Среди прочих священнослужителей арестовали и епископа Фаддея. Его пытались ложно обвинить в сотрудничестве с прежними властями. Сразу после ареста православные Волыни написали коллективное обращение в ЧК Украины с просьбой отпустить владыку. «Епископ Фаддей много лет известен в епархии. Нет ни одного храма или церкви, где бы он не служил и проповедовал. Нам известна его личная жизнь как молитвенника и пастыря. Никогда он не вмешивался в политику, ни к чему противозаконному никого не призывал», — писали они.

Под давлением общественности 9 марта 1922 года епископа Фаддея освободили из Харьковской тюрьмы. Однако власти оформили это как высылку с территории Волыни в распоряжение патриарха Тихона с ограничениями, позволяющими жить только в одной из центральных северных губерний РСФСР или Западной Сибири со взятием подписки о регистрации в органах ВЧК. Фактически это была административная высылка.

В Москве патриарх Тихон вник в суть дела, благословил Фаддея, назначив в Астраханскую кафедру правящим архиереем, и возвел его в сан архиепископа. Но уехать сразу не удалось. Власти приступили к изъятию церковных ценностей, начались гонения на священников. Многие были арестованы под ложными предлогами. Под волну преследования попал и владыка Фаддей, оставшийся защитником и поборником христианства. Он всегда стоял на стороне паствы, которая отчаянно сопротивлялась закрытию храмов. Церковь и все, что связано с ней, в том числе святые реликвии, были основой духовной жизни верующих, которую у них стремились отнять.

Центральная власть рассылала на места директивы об усилении работы по «обезбоживанию» народа, принятии к духовенству и верующим самых жестоких мер. Власти не простили владыке его взглядов. В сентябре 1922-го по его «делу» составили обвинительное заключение за якобы враждебное отношение к советской власти с наказанием в виде административной высылки сроком на год в Зырянскую область. Архиепископа Фаддея перевели во Владимирскую тюрьму, а оттуда отправили в ссылку. Выехать на новое место служения — в Астрахань — владыка смог только в конце 1923 года. На Астраханской кафедре служил до 1928 года, после чего митрополит Сергий назначил его правящим архиереем Тверской епархии — последнее место служения Фаддея.

В Твери владыку уважали. Видя его праведную жизнь и веря в силу молитвенного представительства перед Богом, к нему шли за благословением. По свидетельствам прихожан архиепископ Фаддей обладал даром прозорливости и исцеления. Он всеми силами отстаивал интересы церкви, призывая власти прекратить аресты и репрессии священнослужителей, разрушение и осквернение храмов. А государственная политика в отношении церкви все более ужесточалась. Тысячи представителей духовенства были расстреляны, сосланы в тюрьмы и лагеря, из которых, как правило, уже не возвращались.

В 1936 году архиепископа Фаддея лишили регистрации, запретили службу. Однако он продолжал служить в последнем незакрытом тверском храме. Вечером 20 декабря 1937-го сотрудники НКВД пришли за архиепископом Фаддеем. Обыскивали до пяти утра дом, но не нашли ни денег, ни ценностей.

Объявили, что владыка арестован за «контрреволюционную деятельность». На допросах в тюрьме НКВД он держался мужественно. Твердо заявил проводившим следствие, что виновным себя не признает. В его камере содержались сплошь уголовники. Они издевались над ним, унижали. Подводили к стене, забирались к нему на плечи, чтобы достать до окна, а потом заталкивали под нары. Владыка Фаддей с кротостью переносил все. Лежа под нарами и непрестанно молясь, в последние дни земной жизни смиренно нес свой крест…

И Матерь Божья вступилась за него. Ночью явилась главарю уголовников и грозно сказала: «Не трогайте святого мужа, иначе лютой смертью погибнете». Наутро главарь пересказал сон товарищам. Они бросились под нары, поглядеть, жив ли еще старец. Из-под нар их ослепил свет… Они пали перед владыкой на колени, прося прощения. А через десять дней после ареста тройка НКВД приговорила архиепископа Тверского Фаддея к расстрелу.

Он был казнен ночью 31 декабря в тюрьме НКВД Твери. Рассказывают, что следователь настолько ожесточился против него, что велел утопить в яме с нечистотами. 2 января 1938 года завернутое в брезент тело было погребено на местном кладбище за Волгой. Весной, после Пасхи, местные женщины раскрыли могилу и переложили тело владыки в простой гроб. Одна из них вложила ему в руку пасхальное яйцо.

26 октября 1993 года в день праздника Иверской иконы Божьей Матери были обретены честные останки архипастыря-мученика, архиепископа Тверского Фаддея (Успенского). Ныне они находятся в Вознесенском соборе в Твери. А в Нижегородской семинарии создан его музей.

Каждый год 31 декабря в день памяти святителя в лукояновском храме Покрова Божьей матери проходит молебен. Как и при жизни святого, многие сейчас обращаются к нему за исцелением и утешением в скорбях.

На верхнем снимке: мощи архиепископа Фаддея в Вознесенском соборе в Твери.

Владимир УСКОВ

Автор выражает сердечную благодарность уроженцу Наруксова Сергею Воронину за помощь в подготовке публикации.