Это юность моя, это память моя…

Страницы истории

В 1930 году была создана комсомольская организация Лукояновского педагогического училища. Ее славная история сложилась из судеб сотен молодых людей, вступивших в ряды ВЛКСМ, их больших и малых добрых дел. В состав организации входили как студенты, так и преподаватели. Первыми секретарями комсомольской ячейки педагогического техникума были учащиеся, которые показывали отличные результаты в учебе и ярко проявляли себя в общественной жизни. В 1937-1938 годах таким молодежным лидером стал Яков Семенкин.

Секретарь комитета комсомола Яков Семенкин

Один эпизод из его биографии лучше всего показывает, каким надежным товарищем был Яков. В 1937 году именно он заступился за будущего Героя Советского Союза Федора Ванина, когда тот попал в списки детей врагов народа после ареста своего отца. Федора не приняли в члены комсомола, прекратили выплачивать стипендию, стоял вопрос об его исключении. Семенкин сумел объяснить членам комитета комсомола училища и членам бюро райкома комсомола, что Федор не должен отвечать за действия отца, что он является одним из лучших студентов.

Яков Васильевич был участником Великой Отечественной войны. Награжден боевыми орденами и медалями. В мирное время долгие годы работал на Дальнем Востоке.

После окончания войны комсомольская организация стала самостоятельной общественно-политической единицей. Над комсомольцами шефствовала партийная организация училища. Все секретари комитета комсомола, комсорги и активисты групп внесли существенный вклад в дело воспитания будущих учителей. К учебе, комсомольским поручениям, общественным делам относились ответственно, помогали друг другу.

В первые послевоенные годы студентам, попавшим в трудное положение, оказывалась материальная помощь в приобретении одежды и обуви. «У одной девочки, учащейся третьего курса Груши Варенцовой, выпали все волосы после лечения в деревне какой-то мазью, приходилось всегда ходить в платочке, — вспоминала В. П. Куманева. — По решению комитета комсомола ей задумали купить парик. Чтобы подобрать подходящий к ее лицу, группа отправила в Москву несколько девочек с преподавателем Б. В. Мартьяновым. Когда парик привезли, Груша была счастлива. Вечером состоялось комсомольское собрание, а после него она в парике вышла на сцену. Весь зал рукоплескал. Средства на парик выделили из фонда подсобного хозяйства».

Комсомольская организация поддерживала связь с выпускниками, откликалась на их просьбы. Лида Домнина, дочь сектантов, была взята на полное обеспечение училища, так как родители не оказывали ей никакой помощи. Она жила в общежитии, получала стипендию и средства из фонда подсобного хозяйства на одежду и питание. Окончив училище, поехала работать на остров Медный в Северном Ледовитом океане. Однажды Лида написала, что сломала очки, а купить новые ей негде. Без очков она не могла работать. Ее классным руководителем была В. П. Куманева. Она и поехала в Москву за очками для выпускницы. Члены комитета комсомола написали Лидии теплое письмо, рассказали о жизни училища, о преподавателях и вместе с очками отправили на остров Медный.

Вера Петровна вспоминала другой случай, когда бывшая воспитанница Юля Евстафьева тяжело заболела. Девушка была круглой сиротой, но у нее были прекрасные бабушка и дедушка. Они приезжали в больницу, приходили в училище, так как знали, что коллектив ей помогает. Врач посоветовал включить в рацион питания больной арбузы, и тогда А. А. Куманев собрал преподавателей, членов комитета комсомола, объяснил ситуацию. Людей специально посылали в Горький, Арзамас, Саранск — нашли арбузы! Юля поправилась, окончила педучилище. Дед купил ей часы. Александр Александрович, встречая ее, спрашивал: «Как, Юля, часы тикают?» Она с улыбкой и с гордостью отвечала: «Тикают!» Потом Юля вышла замуж и уехала с мужем на Урал.

У Зины Бычковой, бывшей учащейся, родились близнецы, два чудных мальчика. А работала она после окончания училища в холодной Сибири. Малышей надо было одевать потеплее, но в то время даже носочки было трудно достать. В подсобном хозяйстве педучилища разводили кроликов. Вот и решили на общем комсомольском собрании связать носки из кроличьего пуха и послать их близнецам. Эту работу быстро выполнила Елизавета Петровна Цветкова, лаборантка педкабинета. Сколько радости было у родителей, когда они получили подарок для своих детей от коллектива педучилища. В 70-е годы Зинаида Дмитриевна переехала в Горький, преподавала в педагогическом институте.

В 1957 году комитет комсомола получил письмо из Амурской области, в котором выпускница просила сшить модное платье. Прислала довольно большую сумму денег. «Здесь у нас хорошей портнихи нет», — объяснила она. Учащиеся четвертого курса энергично взялись за дело. Платье было сшито, отправлено и очень понравилось владелице. И таких примеров сотни. Неслучайно многие выпускники училища считают его родным домом.

В начале 50-х годов коллектив Лукояновского педучилища через «Учительскую газету» выступил с инициативой «Проводим своих выпускников». Вчерашние студенты ежегодно отправлялись на работу в разные концы страны не только с дипломами — на выпускном вечере им вручали небольшие библиотечки методической литературы. Средства на приобретение пособий зарабатывались всем коллективом.

Одновременно родилась и еще одна традиция — поддерживать связь с выпускниками через переписку, организацию встреч и конференций в каникулярное время. В училище приходили сотни писем, которые широко использовались в работе. «Радостно чувствовать, что в любую минуту можешь опереться на твердую руку своего коллектива. Что, и окончив училище, ты остаешься членом большой и дружной семьи, которая заботится о тебе, радуется успехам, помогает переживать неудачи, поддерживает тебя», — писал в одном из писем В. Обидин.

В 1951 году большая группа молодых учителей Горьковской области отправлялась на работу на Дальний Восток. Газета «Горьковская правда» писала: «На стене вагона, где разместились выпускники Лукояновского педагогического училища — алое полотнище. На нем слова великого Сталина: «Помните, товарищи, что только те кадры хороши, которые не боятся трудностей… Только в борьбе с трудностями куются настоящие кадры». На втором полотнище написано:

Куда бы нас Отчизна ни послала,
Мы с честью дело сделаем свое…
Она взрастила нас и воспитала,
Мы все — сыны и дочери ее.

Лукояновцы сдержали слово не посрамить честь своего училища. Это обещание было дано педагогам и товарищам на прощальном вечере. До самой пристани провожал молодых учителей почти весь коллектив педагогического училища.

Молодые учителя, окончившие педучилище, отправляются на работу в Узбекскую ССР. Москва, 1955 год

К началу 60-х годов была установлена связь с большинством выпускников. Позднее А. А. Куманев при поддержке преподавателей, партийной и комсомольской организаций подготовил и провел первый слет выпускников училища. Затем такие встречи стали регулярными.

В 1966 году за достижения в деле подготовки учителей начальных классов Лукояновское педучилище одним из первых в РСФСР было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Таким же орденом был отмечен и директор училища А. А. Куманев. Многие учителя получили Почетные грамоты Министерства просвещения России.

Важнейшей задачей училища всегда было воспитание чувства сопричастности к тем делам и событиям, которыми жила наша страна. В канун 50-летия Октябрьской революции с верой в светлое будущее Родины учащиеся педучилища решили обратиться с посланием к своим потомкам, к тем, кому в 2017 году исполнится 17 лет. Эпиграфом к этому посланию были выбраны слова А. С. Пушкина: «Здравствуй, племя младое, незнакомое». Это был и взволнованный разговор со своими сверстниками, и рапорт о делах учащихся Лукояновского педучилища молодым людям будущего.

В послании студенты четко определили свое место в общей судьбе государства: «Мы — будущие учителя и будем учить ваших отцов и матерей. Наша цель — как можно больше знать и уметь, чтобы передать свои знания другим». Вместе с посланием положили фотографии, планы, книги, небольшие сувениры. Капсула была замурована в стену в одном из коридоров училища.

Прошло полвека. 7 ноября 2017 года в колледже собрались выпускники прошлых лет, чтобы выполнить историческую миссию — вскрыть нишу и прочитать послание от молодежи 1967 года. Почетными участниками акции стали бывшие студенты, которые закладывали капсулу и писали это обращение к потомкам. Всего в колледж приехали почти 400 человек.

К середине двадцатого столетия все учащиеся Лукояновского пед- училища стали комсомольцами, и в 1951 году учреждению было присвоено имя писателя А. М. Горького.

В то время большое внимание уделялось приобщению учащихся к физическому труду. Студенты участвовали в заготовке дров, помогали в строительстве пристроя, убирали классные комнаты. Каждая группа работала на участке подсобного хозяйства, ухаживала за свиньями, кроликами, домашней птицей на животноводческой ферме. В 1959 году педучилищем было продано 3,5 тонны мяса и почти 20 тысяч яиц!

Важным делом комсомольской организации стала посадка фруктового сада. Еще в 1946 году педучилище получило три гектара земли за улицей Кирова, где в военное время были вырыты рвы и окопы для занятий солдат Красной Армии. Комитет комсомола принял решение выровнять участок, чтобы посадить на этом месте плодовые деревья. Сделали. Но где взять саженцы? Выяснили, что в Большой Аре сохранился плодопитомник. 80 комсомольцев вместе с преподавателями отправились в село пешком. Каждый принес на своих плечах по две молодые яблони. В тот же день они были посажены, и на всех деревцах появились именные бирки.

Комсомольская организация прививала молодежи ответственное отношение к учебе, контролировала посещение занятий, кружков, секций, торжественных мероприятий. В каждой группе ежедневно заполнялся экран успеваемости, велась работа с отстающими.

Комсомольские собрания проходили в актовом зале. Точно в назначенное время двери закрывались, никого больше не впускали. За порядком следили дежурные. Такая строгая система дисциплинировала и позволяла искоренить опоздания. На собраниях решались важнейшие вопросы жизни и работы училища. С информацией выступал директор А. А. Куманев. К обсуждению присоединялись учащиеся, секретарь партийной организации, члены комитета комсомола.

Студенты педучилища принимали активное участие в общественной жизни города и района. Во время выборов помогали агитаторам уточнять списки избирателей, проводили агитацию за кандидатов в депутаты, выступали перед избирателями с концертами. Были незаменимы при организации торжественных мероприятий, посвященных знаменательным датам. Кроме того, они участвовали в строительстве шоссейных дорог Лукоянов — Разино и Лукоянов — Большая Аря. Занимались посадкой деревьев вдоль трассы Лукоянов — Гагино, озеленением территории вокруг училища и Казенного пруда. Только 20 октября 1960 года комсомольцы педучилища вместе с учащимися школы № 1 и студентами медучилища высадили три тысячи деревьев.

Делегат XV съезда ВЛКСМ Татьяна Шатохина
рассказывает членам комитета комсомола о работе съезда

Гордостью лукояновцев стал краеведческий музей, который был открыт при непосредственном участии комсомольской организации училища. Все началось с уголка боевой славы. Идейным вдохновителем создания музея выступил бывший секретарь комитета комсомола, преподаватель училища М. Н. Бутусов. Комсомольцы по крупицам собирали материалы по истории родного края и сведения о выдающихся земляках. Постепенно краеведческий музей стал визитной карточкой города и района. За первые три года его посетили более пяти тысяч человек. Комсомольцы училища установили дежурство, проводили экскурсии, занимались поисковой работой и систематизацией собранной информации.

Важнейшим направлением в деятельности комсомольской организации педучилища 50-60-х годов было военно-патриотическое и физическое воспитание студентов. Комсомольцы стали зачинателями проведения походов по местам боевой и трудовой славы Лукояновского района, а также лыжных и велосипедных пробегов. Например, в 1960 году была проведена кольцевая лыжная эстафета по маршруту Лукоянов — Никулино — Большая Аря — Чиргуши — Лопатино — Крюковка — Лукоянов. Всего участниками было пройдено 70 километров. В каждом селе лыжники встречались с передовиками колхозов, школьниками, ветеранами партии и комсомола. Посещали мастерские, животноводческие помещения, знакомились с экономическими показателями хозяйств.

Другой важной чертой работы комсомольцев 50-х стала организация агитпоходов по селам и деревням района. Так, в 1956 году состоялся агитпоход с целью разъяснения итогов ХХ съезда КПСС. В села выезжало до ста человек. Проводились концерты, лекции, массовые танцы. Комсомольцы педучилища с местной молодежью оформляли красные уголки, комнаты отдыха для животноводов, изготавливали методические стенды в школах. А. А. Куманев всячески поощрял это, считая, что тесный контакт будущего учителя с сельскими комсомольцами является важным элементом их общественно-политической зрелости.

В 1963 году комсомольцы училища выступили с инициативой взять шефство над пионерами. Движение действовало под девизом: «Жить по рабочей совести студента-комсомольца». Через некоторое время во все школы города, сел Ульянова и Кудеярова пришли студенты-пионервожатые.

О работе комсомольской организации выпускники училища часто рассказывают в своих письмах. В одном из них кандидат исторических наук А. И. Шумилов отметил, что «чаще всего вспоминается не то, что изучал на уроках, а та жизнь, которая бурлила вокруг нас, и в которую каждый окунулся с головой. Без преувеличения могу сказать, что ни до, ни после педучилища не жил такой насыщенной жизнью. Все с жадностью набрасывались на изобилие информации и интересных увлечений. Из нашей группы Тамара Хазова, Коля Телешев, Слава Дружков стали хорошими спортсменами. Лариса Филинова, Таня Шатохина и Таня Ширшова «заболели» художественной самодеятельностью, а Слава Васяев, помимо занятий в художественной самодеятельности, рано выдвинулся как способный организатор».

Комсомольская организация была неотъемлемой частью системы идейно-политического воспитания юношей и девушек. Для них в училище был организован политический клуб, руководила которым Г. И. Кашина. Она же возглавляла кружок политинформаторов.

Педучилище участвовало в движении «Комсомол — сельской школе». Оно возникло еще в 50-е годы по инициативе преподавателя педагогики И. И. Цветкова. Студенческие группы брали шефство над сельскими школами, проводили совместные мероприятия. Комсомольцы училища периодически отправляли учебники и книги в школьные библиотеки, 800 штук только за 1974 год. Кроме того, Ульяновской школе были переданы столы, фотоаппараты, магнитофоны и разные пособия на сумму 5 649 рублей, а Иванцевской школе — спортивный инвентарь на сумму четыре тысячи.

Эта акция продолжалась вплоть до конца 80-х и прекратилась из-за кризисной ситуации в стране. В 90-е годы ХХ века и начале нулевых преподаватели и студенты предприняли попытку возродить оказание методической помощи начальным школам города и района. Это были разовые акции, но и они сыграли важную роль в создании методических копилок для проведения уроков экономики, истории, природоведения.

Вынос знамен на общем комсомольском собрании, знаменосец — Николай Лабутин. 1968 год

Выдумка и творческая эрудиция членов комитета комсомола нашли отражение в выпусках газеты «Педагогический вестник». Злободневные материалы притягивали взоры всех студентов, новинки в педагогической практике, интервью с преподавателями училища создавали особую атмосферу погружения будущего учителя в профессию. А сколько критических заметок, зарисовок, карикатур выпустил «Комсомольский прожектор»? Товарищеская критика помогала всему коллективу преодолевать трудности и исправлять ошибки.

Комсомольская организация училища всегда была одной из передовых, поэтому ее активисты нередко представляли областную организацию на комсомольских съездах. Так, Наташа Красавина представляла Горьковскую область на XVIII съезде ВЛКСМ в Москве в апреле 1978 года. С первых месяцев учебы она завоевала авторитет среди подруг. Училась только на «отлично», была Ленинским стипендиатом. Вместе с Татьяной Мясниковой была участницей областной комсомольской конференции.

Комитет комсомола училища организовывал и отдых студентов. Каждую субботу проходили тематические вечера отдыха, огоньки, КВНы. Для обмена опытом комсомольской работы, совместного проведения культурно-досуговых мероприятий было налажено сотрудничество с другими учебными заведениями.

Активную роль во всех делах и начинаниях комсомольцев играла секретарь комитета Александра Валова. В 1975 году она передала эстафету Ирине Христосовой (Зарубиной). «Важнейшим делом секретаря комитета комсомола в то время стал обмен комсомольских билетов, — вспоминает она. — Комсомольская организация насчитывала более 800 человек, и нужно было учитывать все нюансы в деле каждого комсомольца».

По словам Ирины Зарубиной, комсомольцы много помогали строительным организациям района и области. Студенты принимали участие в строительстве районного Дома культуры, СПТУ-105 и общежития. В 1976 году за активную общественную и социальную деятельность комсомольскую организацию наградили Почетной грамотой имени писателя Б. Полевого.

26 мая 1984 года в районном Доме культуры состоялось общее собрание коллектива учебного заведения, посвященное вручению переходящего Красного Знамени министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения за успехи, достигнутые в социалистическом соревновании, и улучшение условий работы и быта учащихся. В том, что училище получило эту высокую награду, есть заслуга комсомольской организации, которая всячески способствовала совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

1991 год стал последним в истории комсомольской организации педагогического училища. С распадом СССР и запрещением деятельности КПСС был распущен и ВЛКСМ. Так исчезла целая страница из жизни большого студенческого коллектива. Прервалась цепь комсомольских дел и начинаний. Тем не менее, для каждого выпускника училища комсомольская организация стала прекрасной школой в становлении организаторских способностей и формировании активной жизненной позиции.

На верхнем снимке: заседание комитета комсомола, 1948 год.

Владимир КОМИССАРОВ
Фото из архива музея истории педагогического колледжа