Первое мое знакомство с преподавателем технологии Дмитрием Сычевым состоялось в марте этого года во время рабочего визита в среднюю школу № 2. А перед фестивалем «Медовое яблоко» в краеведческий музей привезли деревянный город Лукоморье, сделанный Дмитрием Александровичем и его воспитанниками. Сколько эмоций у посетителей разных возрастов вызвало это рукотворное чудо! Поражал и размах коллективного творения, и сам подход к преподаванию технологии.
Вопреки музейным правилам, деревянный город можно потрогать руками: заглянуть в подпол, посчитать полешки в дровнице, узнать, что на обед у шустрых домовят. Это не просто дом, а целая энциклопедия по обустройству быта наших предков. Например, грибы для сушки они не нанизывали на нитку, а насаживали на специальные палочки в виде зубочисток.
Кстати, на своих уроках технологии Сычев разрешает пользоваться интернетом. В меру и во благо. Ведь во всемирной паутине множество фотографий предметов быта русского народа. А прежде чем что-то сделать из дерева, учитель проводит беседу на эту тему. Есть здесь место и творчеству — можно придумать историю про того или иного жителя города — домовенка.
Дмитрий Александрович очень симпатизирует этим персонажам, называет их сказочными.
— Здесь не суеверие, а настоящая народная педагогика, сложившаяся годами, — рассуждает он. — Если в фольклоре появляется образ, он возникает не просто так и живет долго тоже неспроста. У этого глубокие психологические корни. Считается, что функция домового — делать мелкие пакости. А мои домовята — «проводники» в мир творчества, знаний по культуре своего народа. Я очарован русским фольклором и стараюсь эту историю рассказать ученикам. Вместе мы узнаем что-то новое, учимся рассуждать, придумывать.
К образу домового нередко обращались писатели. Например, У Александра Пушкина есть стихотворение про этого хранителя дома. В народе говорят: «От Сатаны ушел, а к Богу не примкнул». Но если вернуться к педагогике, то Дмитрий Сычев, как человек творческий, увлеченный, учит тому, что знает, умеет и любит сам. Причем создавая такой совместный проект, как город Лукоморье, дети учатся действовать в команде, творить, приобретают навыки работы с инструментами.
— Наши уроки проходят в форме диалога, — рассказывает учитель. — Там царит атмосфера всеобщего дела, и каждый может подойти ко мне с вопросом или помочь товарищу. А еще ученики видят результат своего труда. И не только своего. Деревянному городу шесть лет, и за это время в его создании приняло участие несколько выпусков школьников. Иногда дети находят работы своих старших братьев и очень этим гордятся. В компанию мы принимаем и девочек. Многие из них неплохо работают с деревом. А по части выдуманных историй им нет равных!
Дмитрий Александрович считает, что технология — один из основных школьных предметов, и сетует, что уже с девятого класса его нет в программе. Тут приходит на помощь местный образовательный центр «Точка роста», где он занимается со старшеклассниками.
Сказочное Лукоморье живет и развивается, не переставая удивлять жюри различных конкурсов, на которые Дмитрий Сычев выставляет работы своих учеников. Есть у него и задумка — создать выставочный образец деревянного города. Кстати, руководство школы поддерживает педагога, и в прошлом году для новых поделок здесь закупили машину липы.
Вот такая педагогическая находка мудрого преподавателя. Не зря говорят: сказка ложь, да в ней намек. Главное — верить в чудо, как это делает Дмитрий Сычев, и любить свою работу. И тогда каждый день для вас будет полон радости, новых открытий.
Лариса СТЕШИНА
Фото из архива краеведческого музея