По рельсам к Победе

Страницы истории

На пересечении улиц Октябрьской и Куйбышева стоит дом, принадлежавший когда-то жителю города Лукоянова, кустарю-сапожнику Ивану Ивановичу Селешкову. В его семье было восемь человек детей. Трое из них — Константин, Евгений и Сергей — стали Почетными железнодорожниками, кавалерами ордена Ленина. Прямое отношение к этой профессии имеет также его внук Анатолий — сын Сергея Ивановича. В 70-ых годах он был секретарем парторганизации депо станции Лукоянов.

Сергей Иванович Селешков родился 11 сентября 1909 года. С ранних лет отец приучал сына к своему ремеслу, и, надо сказать, не безуспешно. В 12 лет Сергей уже мог самостоятельно тачать ботинки и даже сапоги, причем со скрипом, что в те годы было очень модно. Но не влекло его сапожное дело. Это нудное сиденье за столом с шилом, ножом-косячком и сапожным молотком были ему в тягость. Душа требовала простора, новых ощущений и знакомств.

Вскоре Сергей приобщился к охоте. У его отца имелась берданка, и он иногда вырывался на охоту и брал с собой сына. По достижении 17 лет в 1928 году Сергея, никак не желающего посвятить себя сапожному ремеслу, устроили в железнодорожное депо на самую грязную работу — чистильщиком паровозных топок. Паровозы после рейса отводились в специальный тупик, бригады уходили на отдых, а зольники, их топки, дымовые коробки и другие агрегаты готовились к следующему рейсу чистильщиками и другими рабочими.

Будучи смышленым парнем, Сергей быстро освоился, и паровоз уже не казался страшным монстром — его вполне можно было изучить. Руководство депо приметило дисциплинированного и любознательного парня. И когда одной бригаде понадобился кочегар, это место было предложено Сергею Ивановичу. Так, с 1931 года он стал членом паровозной бригады, а это уже возможность дальнейшего карьерного роста. Что вскоре и произошло: юный железнодорожник подготовился и сдал экзамены на права помощника машиниста и начал работать в этой должности.

Когда возникла потребность в подготовке более квалифицированных кадров, его, как одного из лучших, направили в Алатырскую школу машинистов паровоза, которую он успешно закончил в 1936 году, но еще около года работал на прежней должности — таков был тогда порядок. А уже в 1937 году Сергей Иванович был назначен машинистом паровоза и проработал в этой должности 27 лет.

Из воспоминаний сына Сергея Селешкова, Анатолия:

«Работа железнодорожника всегда считалась тяжелой. Особенно это было заметно в годы войны, когда на железную дорогу легла вся тяжесть транспортировки грузов для фронта. Если взялась паровозная бригада вести состав до пункта назначения, то это следовало сделать точно в срок. Всякие задержки приравнивались к вредительству. Вели тогда километровые составы, полностью заполненные самолетами, танками, пушками и боеприпасами, а также другими грузами, необходимыми и для фронта, и для тыла. Приходил отец с поездки до предела уставший. От него пахло мазутом и потом. Не успел отдохнуть — стук в окно: «Сергей Иванович, в поездку!». И так практически ежедневно.

Когда воинский состав проходил через отделение дороги до пункта передачи на другую дорогу или отделение, то время прохода строго контролировалось дорожными службами, а иногда даже лично Сталиным. Особенно в преддверии больших наступательных операций на фронте. Многим начальникам дорог тогда не поздоровилось, так как срыв поставок фронту мог совершить только «враг народа».

Подобный случай пришелся и на Горьковскую, в прошлом Московско-Казанскую железную дорогу: при проводке воинского эшелона допустили отставание от графика. Оставался последний участок пути — от Лукоянова до пункта передачи. На станцию поступила команда подобрать лучший паровоз и лучшую бригаду, с целью сокращения и даже возможной ликвидации отставания. Выбор пал на моего отца. Начальник дороги по телефону дал указание и просто просил нагнать опоздание, обещал «зеленую улицу» на проход по всем промежуточным станциям и даже премию. Сергей Иванович проинструктировал бригаду, они хорошо проверили и смазали узлы паровоза, заправились водой и углем под завязку и повели состав на большой скорости. В результате поезд сдали без опоздания.

Но в те годы, да и сейчас, на дорогах существовал ревизор по безопасности движения, подчиняющийся только Минестерству путей сообщения. Вот он-то, сопоставив время в пути и пройденное расстояние, определил превышение скорости, что являлось строго наказуемым. Этот инспектор стал требовать отправки машиниста в штрафбат. Но начальник дороги смог убедить его в том, что и волки сыты, и овцы целы: аварии не произошло и график выдержан. Ревизор согласился, а иначе идти бы всей бригаде в скором времени с винтовкой наперевес в атаку на врага. Ситуация разрешилась как нельзя лучше. А обещанную премию начальник дороги выдал, но много позже.

В музее «Железнодорожник» открыта экспозиция «Железнодорожники в годы Великой Отечественной войны»

На сегодняшний день восстановлено 423 имени работников станции Лукоянов, которые трудились в годы войны.

Первый список в 73 фамилии принес в музей бывший учитель школы № 21 Владимир Иванович Симонов. Так было положено начало большой и серьезной работе. Сотрудники музея искали данные в архивах, просматривали публикации того времени в районной газете. Жители города, узнав о таком поиске, сами приносили в музей истории о своих родственниках-железнодорожниках. Большой материал и фотографии предоставили Г. И. Бусенкова, Л. И. Каледина, М. К. Чугунова, И. В. Горобинская и многие другие.

Несмотря на то, что выставка официально была открыта к 75-летию Победы, она пополняется и сейчас.

Во время войны у Сергея Ивановича был еще один запоминающийся случай. На станции Лукоянов кончался запас угля для своих и проходящих поездов. Тогда был собран состав из порожних вагонов, к которому прицепили грузовой вагон, оборудованный под теплушку для отдыха бригад. И паровоз машиниста Селешкова со сменной бригадой отправился на Кузбасс за углем. Посменно ведя поезд и отдыхая в грузовом вагоне, за неделю с небольшим железнодорожники доставили уголь в Лукоянов, предотвратив сбой движения поездов».

За добросовестный труд и самоотверженность в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Сергей Иванович Селешков неоднократно поощрялся как руководством железной дороги, так и государством. Венцом его труда стали орден Трудового Красного знамени и орден Ленина, а также около десяти различных медалей. В послевоенные годы до выхода на пенсию он водил пассажирские поезда, которые доверяли только надежным и ответственным машинистам с большим опытом работы и отличными профессиональными качествами.

Трудовая и общественно-полезная деятельность играла важную роль в жизни Сергея Ивановича. Много лет подряд он избирался депутатом Городского совета и председателем уличного комитета. Его имя пополнило список Почетных граждан города Лукоянова. Многие помнят С. И. Селешкова с положительной стороны не только в родном городе, но и далеко за его пределами.

Два брата Сергея Ивановича тоже посвятили свою жизнь железной дороге. Константин Селешков более 40 лет проработал на железнодорожном транспорте. Он начинал свой трудовой путь с чернорабочего, был слесарем, кочегаром, помощником машиниста, а потом и машинистом паровоза. В 1958 году стал дежурным по депо. За месяц Константин Иванович выпускал со станции более 200 паровозов для поездов и обеспечивал стопроцентное отправление всех поездов по расписанию.

Евгений Иванович Селешков проработал на железной дороге 41 год, 25 из которых был начальником депо. Он — Почетный железнодорожник, кавалер ордена Ленина и участник Великой Отечественной войны.

На снимке: ветераны-железнодорожники на первомайской демонстрации: М.Г.Сорвенков, С.И.Селешков, Н.И.Державин. 1981 год

Фаина КЕДЯРКИНА
Фото из архива музея «Железнодорожник»